Пять столпов ислама
Во первых, мне бы хотелось начать эту тему с мета-разговора на тему гуманитарных наук в общем и востоковедения в частности.
Гуманитарные науки, как можно заподозрить уже с самого их названия, это науки, созданные человеком о человеке же. То есть, все то, что духовное и невозможно потрогать руками (и другими частями тела) вполне себе подходят под это определение. Но тут, представители точных наук вполне оправданно могут восстать и сказать, что гуманитарные науки вовсе не науки, раз их невозможно потрогать, то есть, доказать. И вообще, в отличичие от разных теорем в физике, которые доказывают и опровергают в соответствии с действующими в природе явлениями, как можно доказать, что история, выданная за истинные события века назад, действительно происходила, что в литературе автор (или поэт) действительно имел ввиду то, что приписывают ему литературоведы, и вообще, философия это то, что приходит мне в голову, сидя на траве кампуса, куря траву, а не то, что вы пытаетесь мне тут впихнуть за прописную истину, оперируя историческими именами явно вымышленных персонажей, а может и не вымышленных, хрен его разберешь, ведь это было очень давно и неправда.
И вы, господа физики, программисты и математики, ну и биологи с химиками, будете правы. Поэтому нужно принимать во внимание, что все, на чем мы базируемся, изучая гуманитарные науки, это на существующие источники различного происхождения.
Но, тогда нужно будет объяснить почему, когда я утверждала более десяти лет назад, что Европа очень скоро будет подвержена исламской волне фундаментализма именно от рук второго и третьего поколения иммигрантов- мусульман, а также от рук новых мусульман, перешедших в ислам, увидев результаты джихада, я не тыкала пальцем в небо, а имела достаточные основания для того, чтобы написать на эту тему докторскую и защитить ее. А потом и увидеть своими глазами, что то, о чем я писала сбывается прямо сейчас. Ну и еще массу мелких деталей, которые сейчас сбываются одна за другой, заставляя меня задуматься о моем новом исследовании, о котором я тоже обязательно напишу, но сегодня об основах ислама и о том как средневековые принципы ислама влияют на весь мир в 21 веке.
Итак, поскольку мы говорим о религии, культурном пласте, и даже о целой цивилизации, желательно ознакомиться с ее базовыми принципами. Главные источники, на которые опираются как исламские теологи, так и востоковеды, исламоведы, историки, итп. это Священные писания Ислама, то есть Коран, который цитируется упоминанием глав (суры) и айят (суры поделены на стихи, ака псуким как в Торе, ака айят), а после него Хадис, о котором мы поговорим в дальнейшем. А третьим источником является литература средневековых исламских мудрецов, ака- литература Фикх (юриспруденция), и иже с ней. Про то, что иже с ней я буду писать в дальнейшем, но теперь уходим в тему ислама для чайников.
Ах да, вся литература на арабском языке. Поэтому, если перед вами востоковед, который утверждает, что хорошо разбирается в своей теме, но при этом не знает арабского на уровне чтения священнописаний (это очень высокий уровень) и хотя бы еще одного "восточного языка" на уровне чтения со словарем, типа персидского (фарси) или турецкого, или урду, не верьте этому человеку. Все его исследования будут базироваться на вторичных источниках и переводах, а значит, сама суть будет скрыта от него и этот человек скорее социолог или антрополог, а не востоковед или арабист.
1. Ислам является третьей по счету и самой молодой монотеистской религией. Ее главный принцип -"тавхид", единство Бога, или вера в единого Бога (Tawhid).
Вторая часть главного принципа ислама это вера в то, что посланник Аллаха (Бога) это пророк Мухаммед, который, по совместительству и является последним посланником Аллаха на Земле. То есть, "хатем аль-анбийя", как и написано в Суре аль-Нахль (16), айят 36.
Оба эти принципа формируются в самую известную формулу ислама: "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед Его посланник". На арабском эта формула называется "Шахада"- то есть, свидетельство. Иными словами: каждый мусульманин является свидетелем того, что есть только один Бог- Аллах и что Мухаммед Его посланник. Слово шахид, которое нам хорошо известно, тоже от этого корня- шахид это смертник, отдавший свою жизнь ради Аллаха, то есть он, умирая (взрываясь, или просто в бою) превращается свидетелем Аллаха и Его правоты. Стать шахидом не значит умереть, согласно Корану.
Шахиды, то есть, те, кто умерли "сражаясь на пути Аллаха", считаются живыми и они живут у Аллаха, получив свои ништяки, соответственно написанному во многих айятах, в частности в Суре Аль-Имран, айят 169.
Но, я рано начала со смертниками, о которых я предельно доступно расскажу в следующий раз, а тема у нас все таки базовые принципы ислама и к ним я и возвращаюсь.
2. Второй принцип Ислама это Салят- Молитва. На русском мы часто слышим слово Салават (это тюркское произношение арабского слова Салят). Итак молиться нужно пять раз в день, обращаясь в сторону Мекки. Сама сторона, в которую надо обернуться называется "Кибла". Для обозначения Киблы в мечетях строят выемку- "михраб", т.е. направление на Мекку
По поводу этой самой Киблы хадис гласит, что Мухаммед вначале обозначил Киблу в сторону Иерусалима и храма, т.к. таким образом хотел привлечь в Ислам иудейские племена, населявшие целые города и деревни на Аравийском полуострове, но, получив от евреев отпор, обиделся и перенес Киблу в сторону Мекки.
Об этом писал один из моих учителей, Йоханан Фридман, у которого мне повезло учиться Урду, и который получил в этому году Прас Исраэль за вклад в науку- Yohanan Friedmann (2003). Tolerance and coercion in Islam: interfaith relations in the Muslim tradition. Cambridge University Press. p. 31.
3. Третий принцип Ислама- Закят, милостыня. Каждый мусульманин обязан отдавать часть своих денег неимущим. Закят или Закат это неотъемлемая часть жизни мусульманина.Особенно это заметно в праздник Ид аль-Адха (Курбан Байрам), когда режут целого барана и часть его отдают бедным, и в месяц Рамадан- постный месяц, когда для бедных в каждом городе стараются поставить столы с едой и напитками после заката солнца, когда можно есть.
Интересно то, что если Закат это обязанность и есть масса хадисов, объясняющих сколько именно кто кому должен давать денег и имущества, есть также и дополнительная благотворительность, названная исламскими мудрецами известным нам словом "Садакка", то есть Цдака. Ее дают, когда хотят откупиться от какого-либо особого греха. Принцип благотворительности в Исламе настолько развит, что хайрият- благотворительные центры, являются первыми центрами, которые открывают в любом западном городе, после мечети, а иногда и вместо мечети, когда в городе собирается достаточно большая мусульманская община.
4. Пост в месяц Рамадан является четвертым принципом Ислама. В ту же эпоху, когда Мухаммед направил Киблу в сторону Иерусалима, он постановил, что пост будет всего один день- десятого числа десятого месяца, то есть, в Йом Киппур- опять же, чтобы привлечь известных ему монотеистов, ака евреев. Но, евреи не приняли Ислам и тогда ему пришлось обратиться к язычникам, которые сильно ему противились и которых он силой завоевал.
Месяц Рамадан был священным месяцем для язычников аравийского полуострова и Мухаммед собрал две традиции воедину, оставив Рамадан священным и для Ислама, ну и добавив к нему пост.
5. Пятый принцип Ислама - Хадж в Мекку, тоже, по сути, языческий обычай, который переделал Мухаммед, наполнив его новым смыслом.
Город Мекка был центром Аравийского полуострова, а Кааба, известная нам как "черный камень", являлась ничем иным, как языческим храмом, в котором находились божки. Главное божество носило имя Аллах, то есть "Аль-Илах"- ה-אלוה в переводе на иврит, чтобы было понятнее кого именно имели ввиду.
У Аллаха были три дочери Аллат, Аль-Манат и Аль-Узза, а также еще целый пантеон мелких богов. Мухаммед, будучи внуком предводителя племени Курайш (Курейш), в чьей власти находился этот Храм,в котором останавливались все караваны, проходившие через Аравию, хорошо понимал важность культовых мест для экономики Мекки. Когда он принял Ислам, курешиты, то есть его собственный дед, дядя и вся семья, за исключением двоюродного брата Али, ополчились против Мухаммеда, т.к. было ясно, что он портит им бизнес и вообще кому это все нужно. Мухаммед бежал из Мекки, после того, как на него было совершено покушение и попал к евреям в Медину (ранее город Ясреб, который назвали Мединой уже после смерти Мухаммеда- Мединат Мухаммад это в прямом переводе- город Мухаммеда). А, поняв, что евреи не хотят переходить в Ислам, он завоевал Мекку и мечом начал обращать язычников в Ислам. Однако, поняв, что всех не перевоспитаешь, он определил Мекку как центр Ислама, Каабу освободил от божков и представил как центр новой религии, тем самым, не нанеся урон экономике Аравии.
Итак, сегодня мы поговорили о пяти главнах столпах Ислама, также являющимися главными заповедями Ислама и главными принципами Ислама. Это настолько кончик айсберга, что совсем кончик кончика. Буду рада в дальнейшем рассказать о роли Хадисов, о Мухаммеде, о разных школах Ислама и главное о том, почему Ислам вошел в радикальную фазу в 20 веке и чем это чревато сегодня.
продолжение следует
Оригинал - Фейсбук, Столпы ислама, Dina Lisnyansky
#ислам@igil_inform